24.08.2023
Рязанцы открыли для себя "Черную шкатулку"
23 августа в Верхнем городском парке состоялась премьера спектакля "Федерико Гарсиа Лорка, Людвик Ашкенази "Черная шкатулка". Это уже четвертая работа арт-студии "Кинодебют" под руководством Урсулы Макаровой. В дни Рождественских праздников 2022 года рязанцы увидели "Житие преподобного Германа Аляскинского", на V Форуме древних городов в августе 2023 года состоялась премьера "Жития одной бабы" по мотивам одноименного произведения Н. Лескова, а к Рождеству 2023 года студийцы подготовили "Чудесного доктора" по рассказу А. Куприна.
Мы решили опубликовать ощущения зрителя после спектакля (с разрешения автора), пожалуй сейчас лучше и не скажешь:
«Если бы не очередь за счастьем, я была бы совсем счастлива…» – это не просто цитата из сборника Людвика Ашкенази «Чёрная шкатулка». Это не просто фраза из спектакля Урсулы Макаровой «Федерико Гарсиа Лорка. Стихотворения. Людвик Ашкенази «Чёрная шкатулка». Мне кажется, это лейтмотив нашей жизни: вот настанет лето, вот закончу школу, вот поступлю университет, вот дети вырастут, вот получу зарплату, вот найду новую работу, вот выплачу кредит – и тогдаааа… Почему тогда? Почему не сейчас?
Этот ворох мыслей роится в моей голове после просмотра «Чёрной шкатулки» в исполнении воспитанников арт-студии «Кинодебют» и профессиональных артистов. По словам режиссёра, в этом спектакле каждый найдет для себя то, что ищет сам.
Что нашла я? Открыла для себя Ашкенази и вспомнила Лорку. Отметила несколько невероятно точных фраз и сцен. Невероятно точно сыгранных и невероятно мне созвучных. Про очередь за счастьем, про красоту, которую не пустили на конкурс красоты, и про правду, которая оказалась неприглядной и потрёпанной жизнью, но разрешила соврать, про детство, про любовь, про мир. Про МИР!!! В котором нет вулканов, границ, казарм и тюрем, а человечество – это подросток, поджигающий стремянку, на которой стоит.
Это сложно описать, как трудно бывает описать воздух, запах, чувство, ощущение, эмоцию. Рассказать непросто, а они смогли это сыграть. Передать тоску, боль и надежду матери, которая обращается к своему младенцу: «Неужели ты станешь обыкновенным мужичищей, от которого разит войною, злобой и рисовой водкой?»
«Боже, сделай так, чтобы он пришёл трезвым!» – в одной фразе – целая судьба. О ком это – об отце, сыне, муже, брате? Каждая ответит по-своему. Юная Оля Паскаль прочитала этот монолог так, что равнодушных быть не может.
Как и в спектакле «Житие одной бабы», не могу не отметить очень органичную работу Марии Соломатиной. А когда Александра Богачкова взяла в свои руки мою ладонь и сказала, что это тропа, по которой бредет босой и маленький, разбивший в кровь коленки человек, я с трудом сдержала слёзы. Это уже было со мной когда-то. А сейчас этот уже не маленький человек сидит рядом. Неужели он станет обыкновенным мужичищей?.. И этот поток сознания можно запускать сначала и крутить бесконечно. Но круговорот мыслей, цитат, образов прерывает ода мёду и аромат апельсинов.
Если бы мне нужно было писать критическую статью об этом спектакле, я бы обязательно рассказала о том, как гармонично поэзия Лорки дополняет прозу Ашкенази и наоборот, порассуждала бы об эффекте чёрно-белых фото и бело-чёрного грима, о том, что слова о войне и мире из детских уст звучат особенно пронзительно. Но мне не нужно писать статью. Могу позволить себе поток сознания, фонтан эмоций и лавину личных воспоминаний и переживаний.»
Ирина Бочарова.